ДЕЛО № А33-14610/2018

Дата подачи искового заявления: 31.05.2018

Дата принятия решения судом первой инстанции: 14.02.2019

Истец: Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края

Регион регистрации истца: Красноярский край

Ответчик: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю

Объект страхования: ––

 

СУТЬ ДЕЛА

Казначейством проведена выездная проверка министерства по подтверждению фактов нарушения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

По результатам проверки составлен акт от 16.02.2018, согласно которому не обеспечено софинансирование расходных обязательств за счет средств бюджета Красноярского края, что повлекло расходование средств субсидии из федерального бюджета сверх установленного соглашениями.

По результатам рассмотрения акта от 16.02.2018 казначейством в адрес министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края Шорохова Л. Н. вынесено представление, согласно которому выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета:

- не соблюдено условие предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно, не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Красноярского края, что повлекло расходование средств субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам страхования в области растениеводства, сверх установленного соглашением соотношения расходных обязательств;

- не соблюдено условие предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно, не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Красноярского края, что повлекло расходование средств субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам страхования в области животноводства, сверх установленного соглашением соотношения расходных обязательств и др.

Указанным представлением казначейство потребовало от министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края Шорохова Л. Н. рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения не позднее 30 дней с даты получения представления, о результатах исполнения проинформировать казначейство не позднее 5 дней с даты исполнения.

Полагая, что данное представление противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением.

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (первой инстанции)

В удовлетворении иска отказано

Исковые требования: признать незаконным представление управления

Российская Федерация осуществляла софинансирование спорных расходных обязательств путем предоставления субсидий бюджету Красноярского края.

Следовательно, при финансировании программ предоставления государственной помощи сельхозпроизводителям получатель субсидии (Красноярский край) должен был обеспечить в соответствующем финансовом году уровень софинансирования, то есть долевого соотношения средств федерального и краевого бюджетов, установленного соглашениями.

Вместе с тем, согласно материалам проверки, установлено, что при общем объеме использованных средств, в том числе средств из бюджета Красноярского края, субсидии из федерального бюджета должны были быть использованы в меньшем размере, в связи с чем министерством не соблюдены условия предоставления субсидий, не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Красноярского края, что повлекло расходование средств федерального бюджета сверх установленного соглашениями соотношения расходных обязательств.

При таких обстоятельствах управление пришло к правомерному выводу о нарушении министерством условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в виде субсидий, выразившемся в необеспечении уровня софинансирования за счет средств бюджета Красноярского края.

Нормативно-правовые акты, на которые ссылается заявитель, также при их комплексном прочтении не позволяют сделать вывод о том, что софинансирование определяется и исполняется произвольно и после направления субсидии получатель средств свободен в выборе средств бюджета, за счет которого исполняется расходное обязательство, по своему усмотрению придерживаясь любой пропорции уровней софинансирования.

Из толкования данных нормативно-правовых актов не усматривается возможность расходования средств субсидий с отступлением от условий их выделения, в том числе в части уровней софинансирования.

Соответственно, казначейством размер софинансирования правомерно определен как соотношение размера субсидий из федерального бюджета и суммы средств из краевого бюджета на финансирование расходного обязательства, предусмотренного соглашениями.

Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств по соглашениям направлены из бюджета Красноярского края в меньшем объеме, чем это было предусмотрено соглашениями и нормативными актами, регулировавшими порядок предоставления субсидий из федерального бюджета по направлениям, являвшимся предметом рассмотренных соглашений.

Тем самым фактически были изменены условия участия субъектов разных уровней в софинансировании расходных обязательств (нагрузки на бюджеты) по сравнению с тем, как эти условия предусматривались соглашениями.

Нарушение условий софинансирования привело к экономии бюджетных средств Красноярского края за счет расходования средств федерального бюджета (субсидии).

Министерством не допущено расходования средств с превышением выделенных лимитов, также расходование средств произведено по целевому назначению, однако результат предоставления субсидий достигнут с нарушением условий соглашений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Источник: решение Арбитражного суда Красноярского края