ДЕЛО № А13-1200/2016

Дата подачи искового заявления: 03.02.2016

Дата принятия решения судом первой инстанции: 06.05.2016

Истец: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области

Регион регистрации истца: Вологодская область

Ответчик: Крестьянское хозяйство «Подворье»

Объект страхования:

 

СУТЬ ДЕЛА

В рамках реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013–2020 годы» Департаментом выделены субсидии КХ «Подворье» на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур.

Между Департаментом и КХ «Подворье» заключен договор в редакции дополнительного соглашения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.

В соответствии с п. 2.3 Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 321, субсидии сельхозтоваропроизводителям предоставляются при соблюдении условия о заключении договора сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, в срок не позднее 15 календарных дней после окончания их сева или посадки, в отношении многолетних насаждений — до момента прекращения их вегетации (перехода в состояние зимнего покоя).

По мнению Департамента, при выплате субсидии по договору данное условие было нарушено в части страхования сельскохозяйственных культур, поскольку дата заключения договора страхования урожая — 30.05.2014:

срок сева ячменя — 08.05.2014, то договор заключен на 6 дней позже установленного срока;

срок сева овса — 12.05.2014, то договор заключен на 2 дня позже установленного срока.

Департаментом было направлено ответчику уведомление с требованием о возврате излишне полученной субсидии, но, поскольку денежные средства не были возвращены, Департамент обратился в суд с иском.

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (первой инстанции)

В удовлетворении иска отказано

Размер исковых требований, руб.: 292 161,62

Размер удовлетворенных требований, руб.: 0

Из буквального толкования норм пп. «а» п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» не следует, что договор страхования должен быть заключен не позднее 15 календарных дней после окончания сева или посадки одной из культур, участвующих в страховании. Также в данном нормативном правовом акте нет положений, предусматривающих заключение договора страхования отдельно по каждой сельскохозяйственной культуре, где бы пятнадцатидневный срок заключения договора страхования считался с момента даты окончания сева (посадки) застрахованной сельскохозяйственной культуры.

Данная правовая позиция подтверждается письмом Министерства сельского хозяйства РФ, которым даны разъяснения, что, в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования», возможно при субсидировании принимать договоры, заключенные единовременно на несколько видов сельскохозяйственных культур, а также допустимо дату отсчета 15 календарных дней исчислять от даты сева последней из культур, указанных в договоре страхования.

Кроме того, каждая из культур является самостоятельным объектом страхования, все правоотношения по каждой из культур в случае возникновения страхового случая будут развиваться самостоятельно, что следует из условий договоров страхования, факта определения страховой стоимости, страховой суммы, страхового тарифа и страховой премии по каждой культуре отдельно.

В случае если истец считает, что было допущено нарушение по срокам заключения договоров страхования, им должно было быть принято решение о выплате субсидии в меньшем размере лишь по тем культурам, по которым, по мнению Департамента, нарушения 15-дневного срока не имеется.

Представленные ответчиком договоры страхования оценивались истцом при принятии решений о предоставлении субсидии.

Абзацем 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.

Согласно п. 5 указанной статьи заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Департамент перечислил сумму субсидии и в течение длительного времени (более одного года) не заявлял о нарушениях, допущенных им при выдаче субсидии.

При таких обстоятельствах суд не принимает во внимание доводы истца о том, что ответчиком нарушен 15-дневный срок на заключение договора страхования со дня окончания сева или посадки культур.

Кроме того, согласно п. 2.10 Положения о предоставлении субсидий, сельхозтоваропроизводители обязаны возвратить неправомерно полученные субсидии в полном размере в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий.

Иных оснований для возврата субсидии Положение о предоставлении субсидий не предусматривает.

Доказательств наличия недостоверных сведений (документов) на получение субсидий Департаментом не представлено.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Источник: решение Арбитражного суда Вологодской области