ДЕЛО № А12-4191/2016

Дата подачи искового заявления: 05.02.2016

Дата принятия решения судом первой инстанции: 15.11.2016

Истец: Комитет сельского хозяйства Волгоградской области

Регион регистрации истца: Волгоградская область

Ответчик: ЗАО «Михайловские Казаки»

Объект страхования:

 

СУТЬ ДЕЛА

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2011 № 60-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013 № 680-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014–2020 годы», Правительством Волгоградской области постановлением от 05.03.2013 № 98-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства (далее — Порядок № 98-п). Согласно п. 2 Порядка № 98-п в первоначальной редакции (на момент возникновения спорных правоотношений) субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет собственных средств областного бюджета, а также за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является Министерство сельского хозяйства Волгоградской области (на момент рассмотрения спора — Комитет сельского хозяйства) (п. 3 Порядка № 98-п). В соответствии с п. 4 Порядка № 98-п субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующих условий: отсутствие в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя процедуры ликвидации и (или) банкротства; представление отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Перечень документов, которые должен представить сельскохозяйственный товаропроизводитель при обращении с заявлением на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования установлен в п. 11 Порядка № 98-п.

Ответчик обратился 27.06.2013 в Минсельхоз с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования.

К заявлению был приложен весь необходимый пакет документов (что следует из содержания искового заявления и подтверждается представленными сторонами документами).

По результатам рассмотрения заявки и на основании полученных документов ответчик был включен в реестры получателей субсидии.

Минуя ответчика, непосредственно на расчетный счет страховой компании (ООО СК «Еврострахование») Минфином и Минсельхозом Волгоградской области были перечислены денежные средства.

По прошествии более двух лет Комитет направил в адрес Администрации Урюпинского муниципального района запрос, в котором просил сообщить, представлял ли ответчик в администрацию района отчет о прибылях и убытках по форме № 2 за 2012 финансовый год, а также отчеты о финансовых результатах по форме № 2 за 12 месяцев 2013 и 2014 годов.

Получив отрицательный ответ, Комитет потребовал от ответчика добровольно возвратить субсидию в сумме 293 747 руб. в областной бюджет. Неисполнение ответчиком данного требования послужило основанием для обращения в суд.

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (первой инстанции)

В удовлетворении иска отказано

Размер исковых требований, руб.: 293 747

Размер удовлетворенных требований, руб.: 0

Правовому регулированию субсидий посвящена ст. 78 БК РФ. В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются без установления обязательства по возврату.

По смыслу ст. 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (ст. 306.4 БК РФ).

Из п. 22 Порядка № 98-п следует, что сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан произвести возврат ранее полученных субсидий или части субсидий, если были нарушены условия предоставления субсидии, установленные Порядком, или получателем субсидии были представлены недостоверные сведения.

Иных оснований наступления ответственности сельскохозяйственного товаропроизводителя в виде изъятия бюджетных средств в Порядке № 98-п не содержится.

Момент совершения нарушения ответчиком истцом определяется как неисполнение им обязанности по представлению отчета о прибылях и убытках по форме № 2 за 2012 финансовый год.

Между тем документы, которые должен представить сельскохозяйственный товаропроизводитель для получения спорной субсидии, перечислены в п. 11 Порядка № 98-п. В указанном перечне такой документ, как отчет о прибылях и убытках по форме № 2 за 2012 финансовый год, не назван.

В п. 13 Порядка № 98-п предусмотрено, что Минсельхоз запрашивает по сельскохозяйственным товаропроизводителям в порядке межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: копии выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); копии отчета о прибылях и убытках по форме № 2 за предшествующий финансовый год.

Сельскохозяйственные товаропроизводители вправе (но не обязаны) представить вышеуказанные документы самостоятельно.

Комитет не обосновал, в силу какого закона ответчик должен был сдать отчет о прибылях и убытках по форме № 2 за 2012 финансовый год, а также отчеты о финансовых результатах по форме № 2 за 12 месяцев 2013 и 2014 годов в администрацию муниципального района по месту своего нахождения. Подобного требования в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в Порядке № 98-п не содержится.

Факт сдачи ответчиком бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год в налоговый орган подтвержден на судебном заседании.

В порядке межведомственного информационного взаимодействия в налоговый орган за получением отчета ответчика о прибылях и убытках по форме № 2 за 2012 финансовый год Минсельхоз (Комитет) ни на момент рассмотрения заявки ответчика в июне 2013 года, ни на момент рассмотрения настоящего спора не обращался.

В рассматриваемом случае оказанная сельскохозяйственному товаропроизводителю финансовая помощь использована по целевому назначению (на компенсацию затрат по страхованию в области растениеводства и животноводства); наличие объективных и правовых оснований для изъятия у ответчика денежных средств в сумме 293 747 руб. истец не обосновал и не доказал.

Учитывая, что по материалам дела не нашел подтверждения ни факт получения ответчиком бюджетных средств с нарушением условий, установленных при их предоставлении, ни факт нецелевого использования выделенных средств, иск удовлетворению не подлежит.

Источник: решение Арбитражного суда Волгоградской области